Технико-криминалистическое исследование следов бумагопроводящих систем оргтехники
В современной экспертно-криминалистической литературе отмечается, что идентификация печатающих устройств является довольно трудоемким процессом, к тому же лишь в редких случаях приводящему к каким-либо результатам: положительно либо отрицательному выводу. Однако, в отдельных вариантах, например, в рамках дифференциации принтерных устройств, решить поставленный инициатором судебной экспертизы вопрос все же удавалось. Нами была проведена экспериментальная работа, в ходе которой исследовались следы бумагопроводящих механизмов (БПМ) электрофотографических аппаратов на предмет их информативности, получены определенные результаты . Кроме того, сведения, приведенные некоторыми авторами, подтверждают вывод о криминалистической значимости следов бумагопроводящих систем (БПС) принтеров. Так, Н.А. Ивановым отмечает, что существует довольно простой способ установки марки (модели) принтера по следам контакта носителя документа с его бумагоподающим механизмом. В рамках проведенных автором экспериментов были установлены подобные специфические следы. Полученные эмпирическим способом «контактограммы» для разных моделей принтеров (например, Canon i560 и HP DeskJet 845C) показали их явное различие как по геометрическим характеристикам (расстояние между валиками), так и по характеру контакта между валиками и прижимными роликами.
В целях поиска новых более глубоких закономерностей механизма образования следов БПС и установления возможностей диагностирования и идентификации принтерных устройств по следам деталей БПМ, нами была проведена серия экспериментальных исследований. Их итоги показали, что изучение данной группы следов приводит к получению значительного массива информации диагностического и идентификационного характера.
Так, например, совокупность следов рабочих поверхностей соответствующих деталей может свидетельствовать об общем конструктивном строении БПС. На рисунке 1 представлен документ с отобразившимися на одной из его сторон видимыми поверхностными следами, образованными наслоением вещества тёмного тона. В расположенных в направлении транспортировки бумаги параллельных следах прямолинейной формы «определяются», по меньшей мере, два бумагопроводящих ролика.
Рис. 1. Видимые следы бумагопроводящих механизмов на исследуемом документе
Эти следы могли быть оставлены как периферийными зонами рабочих поверхностей роликов, так и другими деталями. Если отталкиваться от предположения, что эти следы повторяют контур роликов, то возможно определить ширину их рабочих поверхностей. Для левого ролика эта ширина составляет 8,5 ± 0,5 мм, для правого 10 ± 0,5 мм. Кроме этого также возможно установить и расстояние между ними. В данном случае оно составляет 55 ± 0,5 мм. Повторяющаяся особенность левого ролика, отобразившаяся в виде окрашенного элемента округлой формы, позволяет рассчитать его диаметр (d). Для этого достаточно измерить длину окружности (l) и воспользоваться следующей формулой (рис. 2):
Рис. 2. Измерение диаметра ролика
Таким образом, диаметр левого ролика составляет 9,9± 0,5 мм.
Однако, помимо информации исключительно группового значения, следы БПС могут отображать и индивидуальные особенности рабочих поверхностей оставивших их деталей. Рассмотрим такой вариант на примере следов деталей БПМ контрольно-кассовой машины на кассовом чеке, представленном на рис. 3.
Рис. 3. Фрагмент исследуемого кассового чека со следами БПМ
На данном чеке присутствуют видимые поверхностные следы наслоений вещества фиолетового цвета в виде двух параллельных полос вдоль бумажного носителя, образованных окрашенными участками (по форме приближенными к квадратной). В результате исследования данных следов можно не только извлечь информацию о размерных и конструктивных характеристиках БПМ (ширина рабочих поверхностей бумагопроводящих роликов – по 5± 0,5 мм каждый; диаметр каждого бумагопроводящего ролика 8,8± 0,5 мм; ролики находятся на расстоянии 8 ± 0,5 мм друг от друга; левый ролик находится на расстоянии 24± 0,5 мм от левого среза бумаги, правый ролик находится на расстоянии 26 ± 0,5 мм от правого среза бумаги), но и изучить рисунок их рабочих поверхностей (образованных выступами деталей): окрашенные участки представляют собой 8 параллельных рядов из элементов квадратной формы с размером сторон около 0,3мм.
Такие следы включают в себе не только информацию группового значения, но и содержат комплекс признаков, который индивидуализирует следообразующую поверхность оставившей его детали БПМ. В данном случае этот комплекс проявился в виде совокупностей окрашенных элементов с определёнными формой, размерами, различной степенью выраженности, расположением и взаиморасположением (рис. 4). В случае достаточно чёткого отображения таких следов следует перейти к их изучению на уровне микропризнаков.
Рис. 4. Следы БПМ на исследуемом кассовом чеке (фигурами красного цвета отмечены совокупности окрашенных элементов, индивидуализирующие след)
Исследование следов БПС также может привести к получению дополнительной информации, например, о способе подачи бумаги в печатающее устройство. На рис. 5 представлен документ с отобразившимся на одной из его сторон видимым локальным поверхностным следом, образованным наслоением тёмного вещества. Данный след был оставлен бумагозахватывающим роликом. Такой вывод может иметь под собой несколько оснований:
- след единичный, что не свойственно следам бумагопроводящих роликов (нет повторения следа через заданный интервал, обусловленный прохождением роликом полного оборота);
- нетипичное месторасположение следа (практически строго по центру на небольшом расстоянии от среза листа бумаги);
- достаточно большая ширина следа (25 ± 0,5 мм), что свидетельствует о значительной ширине рабочей поверхности детали его оставившей.
Рис. 5. Видимый след бумагозахватывающего валика на исследуемом документе
Таким образом, можно сделать вывод («с высокой степенью вероятности»), что обнаруженный на исследуемом документе след был оставлен бумагозахватывающим роликом при боковой подаче бумаги в принтер.
В некоторых случаях видимые следы могут стать источником информации о последовательности изготовления документов. На рисунках 6, 7 представлены два фрагмента документов, выполненные на одном принтере. При этом документ, изображённый на рисунке 7, был выполнен после документа, показанного на рисунке 6. Об этом свидетельствуют окрашенные следы в левой части документов.
Источником происхождения этих следов является изображение в левой части первого документа (рис. 8). При изготовлении этого документа часть красящих веществ, образующих изображения, при его транспортировке через БПС перенеслась на крайний левый бумагопроводящий ролик, который в силу своих адгезионных свойств, их не только воспринял, но и стал «тиражировать» на последующие документы (рис. 9).
Рис. 6, 7. Фрагменты исследуемых документов со следами, переносящими информацию о последовательности их изготовления
Рис. 8,9. Следы на исследуемых документах
Разновидностью видимых следов являются следы разрывов на листах, прошедших БПС некоторых принтерных устройств. Механизм образования данных следов следующий: бумагозахватывающий ролик цепляет лист бумаги и начинает перемещать его к бумагопроводящему механизму, при этом лист сталкивается со специальной деталью, которая не только помогает отделить его от стопки листов, но и придает ему нужное направление (изгибает, приподнимает, чтобы он мог попасть в бумагопроводящий тракт). В процессе этого столкновения торцевая кромка листа повреждается и образуется небольшой разрыв или замятие бумаги. Данные следы практически не обнаруживаются на отдельных листах, но становятся хорошо различимыми в стопке.
Проведённые исследования показали, что в случае изучения видимых (не требующих дополнительной обработки) следов БПМ достаточно, как правило, применения визуального осмотра и микроскопического исследования при различных режимах увеличения и освещения. В качестве дополнительных могут применяться методы цифровой обработки визуальной информации (изменение яркостного и цветового контрастов) в целях повышения чёткости изображений следов.