mail@allianzexpert.ru
Без выходных
+7 (499) 391 99 19
Задайте свой вопрос
Укажите телефон, чтобы мы связались с Вами для оказания консультации и расчета стоимости услуг
Обратный звонок

Услуги ассоциации

Сертификаты
НКЦСЭ Гильдия

Исследование следов бумагопроводящих систем печатающих устройств: трасологический подход

Трасология сохраняет свое значение и распространяет накопленные данные и для других видов криминалистических экспертиз. Так, учение о следах и следообразовании служат основой для исследования оттисков удостоверительных печатных форм, машинописных и печатных текстов в технико-криминалистической экспертизе документов. В рамках исследований следов деталей и узлов бумагопроводящих систем принтерных, копировально-множительных и многофункциональных устройств, значение трасологического подхода возрастает. Это связано с тем, что документы, изготовленные с применением печатающих устройств, могут содержать признаки, обусловленные особенностями бумагопроводящего тракта. Такие признаки имеют трасологическую природу, устанавливают непосредственную (прямую) идентификационную связь между отдельными элементами печатающего устройства и полученного документа.

В формировании следа участвуют, по крайней мере, два объекта – образующий и воспринимающий, а чаще всего три – образующий, воспринимающий и вещество следа. В данном случае следообразующими объектами будут рабочие поверхности тех бумагопроводящих деталей, которые непосредственно контактируют с листами бумаги. Воспринимающим объектом выступает носитель изображения (лист бумаги), «поступивший в печать».

В большинстве случаев следы, оставленные бумагопроводящими механизмами, являются следами-отображениями внешнего строения образующего их объекта. Из этого следует, что из всего массива факторов, влияющих на механизм следообразования, наибольшую значимость для отображения следов имеют материал и рельеф контактных поверхностей следообразующих объектов. Необходимо отметить, что выбор материала и рельефа рабочей поверхности бумагопроводящей детали напрямую зависит от той функции, которую она выполняет.

Так, например, главной задачей ролика захвата, как отмечалось ранее, является захват первого листа бумаги в пачке и его подача далее по бумагопроводящему тракту. Это становится возможным благодаря хорошим сцепным свойствам прорезиненной рабочей поверхности ролика, обладающей высокой эластичностью. В зоне контакта ролика и бумаги резина под давлением деформируется, увеличивая тем самым площадь поверхности трения. С увеличением площади поверхности трения растет и сила трения, что приводит к лучшему «зацеплению» листа бумаги. Значит, в качестве материала для производства бумагозахватывающей насадки ролика лучше всего подходит резина с рельефным рисунком.

В случае с бумагопроводящими и бумаговыводящими роликами ситуация обстоит несколько иначе. Рабочая поверхность таких роликов должна обладать как достаточными сцепными свойствами, так и невысокой эластичностью. Это необходимо для избегания деформации листа от усилия прижатия к ведущему ролику и обеспечения нормального позиционирования изображения на листе (без замятий, смещений) и предусмотренного качества его воспроизведения. Именно поэтому в большинстве принтеров рабочая поверхность таких роликов гладкая и изготовлена либо из твердых полимерных материалов или резин, либо из металла.

Отдельного внимания заслуживает третий объект механизма следообразования – вещество следа. Вещество следа (по Г.Л. Грановскому) может состоять из вещества самого следообразующего объекта, воспринимающего объекта, смеси этих веществ или вещества, случайно попавшего на поверхность одного из участвующих в следообразовании объектов. Оно может быть твердым или жидким и состоять из различных по своей величине частиц. Вещество следа имеет большое трасологическое значение: оно определяет адекватность и возможность отображения признаков в следах . Под адекватностью и возможностью отображения в данном случае понимается то обстоятельство, что след бумагопроводящего механизма не искажен и способен отобразить индивидуализирующий комплекс признаков, которым обладает образующий объект.

К сожалению, на данный момент доподлинно неизвестны ни природа следообразующего вещества, ни его свойства у деталей, эксплуатационный период которых исключает попадание на рабочую поверхность случайно попавшего вещества. Иными словами, вещество следа состоит лишь из веществ, технологически предусмотренных предприятием-изготовителем и обеспечивающих нормальное функционирование той или иной детали. Для их установления требуется проведение специальных исследований. Однако, учитывая широкий ассортимент существующих печатающих устройств и деталей, их комплектующих, а возможно и отсутствие единых технологических норм их производства, проведение таких исследований вызывает значительные затруднения.

В некоторых случаях, когда природа вещества следа носит случайный характер, представляется возможным не только установить причины их появления, но и произвести идентификационное исследование. Таковыми причинами могут быть попадания красящего вещества (просыпание тонера, протекание чернил внутри печатающего устройства) на бумагопроводящие механизмы в результате:

  1. Неаккуратного обращения с печатающим устройством;
  2. Нарушения инструкций, касающихся извлечения, дозаправки и правильной установки печатающего блока (печатающей головки или картриджа);
  3. Программных сбоев (например, в случаях работы принтера без нахождения в нем бумаги).

Такие следы переносятся на ограниченное число «напечатанных экземпляров» до тех пор, пока не высохнут или не будут поглощены серией листов бумаги.

Для формирования следов взаимодействующие объекты должны войти в соприкосновение. Механизм формирования следа таков, что из-за различия физических и иных свойств воздействие одного объекта на другой оказывается более значительным и заметным. В данном случае на процесс образования следов, оставленных бумагопроводящими механизмами на листе бумаги, влияют два вида сил:

  • во-первых, это сила реакции опоры;
  • во-вторых, это силы трения на участках соприкосновения поверхностей при перемещении одного объекта относительно другого.

В результате действия указанных сил, а также многочисленных факторов в процессе захвата листа бумаги и его протяжки формируется след. К таким факторам относятся:

  • свойства бумаги:
    • механические (например, сопротивление продавливанию);
    • структура поверхности (гладкая/шероховатая);
    • плотность и др.;
  • свойства бумагопроводящих деталей:
    • свойства материала рабочих поверхностей (эластичность, твердость, плотность, структура поверхности – для полимерных материалов;
    • твердость, упругость, строение поверхности – для металлов и сплавов);
    • технологические признаки рабочих поверхностей (форма, следы, дефекты производственного оборудования, морфология рисунка и т.д.);
    • эксплуатационные признаки:
      1. деталей, непосредственно контактирующих с запечатываемым материалом (порезы, проколы, разрывы, степень истирания, растрескивание, расслоение, наличие посторонних наслоений и т.д.);
      2. деталей, непосредственно не контактирующих с запечатываемым материалом (так, например, значительный износ поверхностей трения между вращающимися деталями принтера и их опорами приводит к появлению зазора в данных местах и возникновению люфта, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на усилии сжатия парных деталей – роликов и на процессе транспортировки бумаги);
  • скорость печати: чем выше скорость печати, тем меньше продолжительность следового контакта запечатываемого материала и бумагопроводящих деталей, а значит, и ниже полнота отображения индивидуализирующих признаков в следе, и наоборот;
  • температура нагрева бумагопроводящих деталей: при большом объеме печати некоторые бумагопроводящие узлы и детали оставляют окрашенные следы на бумаге; причины возникновения таких следов на данном этапе исследования правильно определить и оценить достаточно трудно, они требуют более детальной проработки;
  • иные факторы, связанные, например, с конструктивными особенностями конкретного принтера.

Перечисленные условия напрямую влияют на формирование следов бумагопроводящих механизмов и поэтому лежат в основе их классификации.

По степени восприятия (видимости)

Видимые следы, как правило, имеют достаточный контраст на заданном фоне и хорошо воспринимаются невооруженным аппаратом зрения человека, что позволяет достоверно и однозначно интерпретировать содержащуюся в них информацию.

Слабовидимые следы, имеют недостаточный контраст на заданном фоне и недостаточно четко воспринимаются невооруженным аппаратом зрения человека, что не позволяет однозначно интерпретировать содержащуюся в них информацию.

Невидимые следы, не воспринимаются невооруженным аппаратом зрения человека.

По характеру изменений, внесенных в следовоспринимающий объект

Поверхностные следы наслоения образуются в результате переноса вещества (красящего вещества, смазки и др.) с валиков и роликов на поверхность воспринимающего объекта. Поверхностные следы наслоения, как правило, являются плоскостными, и, с практической точки зрения, отображаются в двух измерениях.

Объемные следы образуются при воздействии шестерней, а также валиков и роликов (в зависимости от их рельефа и конструктивных особенностей) на меньший по твердости, способный к деформации листовой материал. Отличительной особенностью объемных следов является возможность получить дополнительную информацию о следообразующем объекте за счет отображения его в трех измерениях.

Следы деформации представляют собой необратимые изменения формы и конфигурации при механическом воздействии деталей бумагопроводящих механизмов на воспринимающий объект.

Следы разрушения представляют собой необратимые изменения структуры и целостности листового материала при механическом воздействии на него соответствующими деталями, которые проявляются в виде разрывов, отделений фрагментов, проколов, замятий бумаги.

По механизму формирования следа

Статические следы качения образуются при поступательно-вращательном движении цилиндрических объектов (валиков, роликов) путем развертки их рабочей поверхности на плоскости.

Динамические следы скольжения (трения) образуются при взаимном передвижении объектов в момент следового контакта, при котором рельефные точки рабочих поверхностей деталей бумагопроводящих механизмов отображаются в виде трасс. В зависимости от взаимодействия по нормали или касательной.

Одиночные следы образуются в виде царапины от выступающей части (рельефной точки) детали. Линейные следы отображаются в результате перемещения четко ограниченной линии рельефных точек на следообразующем объекте по листовому материалу. Плоскостные следы образуются от множества рельефных точек имеющихся на плоскости детали.

Комбинированные (динамо-статический, динамо-стато-динамический) следы отображаются, как правило, в том случае, когда помимо основного поступательно-вращательного движения валиков, роликов происходит их осевое перемещение (приближение, удаление) по отношению к запечатываемому материалу.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что следы, оставленные бумагопроводящими механизмами, при определенных условиях несут в себе значительный массив криминалистически значимой информации. Таким образом, изучение механизма следообразования позволяет в дальнейшем заложить новые методические основы исследования следов бумагопроводящих систем печатающих устройств.

Вернуться назад

Свяжитесь с нами через специальную форму

Наши специалисты ответят на все интересующие вопросы. Окажем бесплатную консультацию в области судебной экспертизы и оценки.

Узнать больше иформации о условиях вступления в ассоциацию можно на специальной странице. Если Вас интересует сертификация, обучение и лицензирование судебных экспертов, больше информации можно получить пройдя по этой ссылке.

Мы надеемся, что наш огромный опыт и знания помогут в решений ваших задач!

Заказ консультации
Новости экспертного сообщества
Заказ консультации
Заполните форму