Исследование следов бумагопроводящих систем печатающих устройств: трасологический подход
Трасология сохраняет свое значение и распространяет накопленные данные и для других видов криминалистических экспертиз. Так, учение о следах и следообразовании служат основой для исследования оттисков удостоверительных печатных форм, машинописных и печатных текстов в технико-криминалистической экспертизе документов. В рамках исследований следов деталей и узлов бумагопроводящих систем принтерных, копировально-множительных и многофункциональных устройств, значение трасологического подхода возрастает. Это связано с тем, что документы, изготовленные с применением печатающих устройств, могут содержать признаки, обусловленные особенностями бумагопроводящего тракта. Такие признаки имеют трасологическую природу, устанавливают непосредственную (прямую) идентификационную связь между отдельными элементами печатающего устройства и полученного документа.
В формировании следа участвуют, по крайней мере, два объекта – образующий и воспринимающий, а чаще всего три – образующий, воспринимающий и вещество следа. В данном случае следообразующими объектами будут рабочие поверхности тех бумагопроводящих деталей, которые непосредственно контактируют с листами бумаги. Воспринимающим объектом выступает носитель изображения (лист бумаги), «поступивший в печать».
В большинстве случаев следы, оставленные бумагопроводящими механизмами, являются следами-отображениями внешнего строения образующего их объекта. Из этого следует, что из всего массива факторов, влияющих на механизм следообразования, наибольшую значимость для отображения следов имеют материал и рельеф контактных поверхностей следообразующих объектов. Необходимо отметить, что выбор материала и рельефа рабочей поверхности бумагопроводящей детали напрямую зависит от той функции, которую она выполняет.
Так, например, главной задачей ролика захвата, как отмечалось ранее, является захват первого листа бумаги в пачке и его подача далее по бумагопроводящему тракту. Это становится возможным благодаря хорошим сцепным свойствам прорезиненной рабочей поверхности ролика, обладающей высокой эластичностью. В зоне контакта ролика и бумаги резина под давлением деформируется, увеличивая тем самым площадь поверхности трения. С увеличением площади поверхности трения растет и сила трения, что приводит к лучшему «зацеплению» листа бумаги. Значит, в качестве материала для производства бумагозахватывающей насадки ролика лучше всего подходит резина с рельефным рисунком.
В случае с бумагопроводящими и бумаговыводящими роликами ситуация обстоит несколько иначе. Рабочая поверхность таких роликов должна обладать как достаточными сцепными свойствами, так и невысокой эластичностью. Это необходимо для избегания деформации листа от усилия прижатия к ведущему ролику и обеспечения нормального позиционирования изображения на листе (без замятий, смещений) и предусмотренного качества его воспроизведения. Именно поэтому в большинстве принтеров рабочая поверхность таких роликов гладкая и изготовлена либо из твердых полимерных материалов или резин, либо из металла.
Отдельного внимания заслуживает третий объект механизма следообразования – вещество следа. Вещество следа (по Г.Л. Грановскому) может состоять из вещества самого следообразующего объекта, воспринимающего объекта, смеси этих веществ или вещества, случайно попавшего на поверхность одного из участвующих в следообразовании объектов. Оно может быть твердым или жидким и состоять из различных по своей величине частиц. Вещество следа имеет большое трасологическое значение: оно определяет адекватность и возможность отображения признаков в следах . Под адекватностью и возможностью отображения в данном случае понимается то обстоятельство, что след бумагопроводящего механизма не искажен и способен отобразить индивидуализирующий комплекс признаков, которым обладает образующий объект.
К сожалению, на данный момент доподлинно неизвестны ни природа следообразующего вещества, ни его свойства у деталей, эксплуатационный период которых исключает попадание на рабочую поверхность случайно попавшего вещества. Иными словами, вещество следа состоит лишь из веществ, технологически предусмотренных предприятием-изготовителем и обеспечивающих нормальное функционирование той или иной детали. Для их установления требуется проведение специальных исследований. Однако, учитывая широкий ассортимент существующих печатающих устройств и деталей, их комплектующих, а возможно и отсутствие единых технологических норм их производства, проведение таких исследований вызывает значительные затруднения.
В некоторых случаях, когда природа вещества следа носит случайный характер, представляется возможным не только установить причины их появления, но и произвести идентификационное исследование. Таковыми причинами могут быть попадания красящего вещества (просыпание тонера, протекание чернил внутри печатающего устройства) на бумагопроводящие механизмы в результате:
- Неаккуратного обращения с печатающим устройством;
- Нарушения инструкций, касающихся извлечения, дозаправки и правильной установки печатающего блока (печатающей головки или картриджа);
- Программных сбоев (например, в случаях работы принтера без нахождения в нем бумаги).
Такие следы переносятся на ограниченное число «напечатанных экземпляров» до тех пор, пока не высохнут или не будут поглощены серией листов бумаги.
Для формирования следов взаимодействующие объекты должны войти в соприкосновение. Механизм формирования следа таков, что из-за различия физических и иных свойств воздействие одного объекта на другой оказывается более значительным и заметным. В данном случае на процесс образования следов, оставленных бумагопроводящими механизмами на листе бумаги, влияют два вида сил:
- во-первых, это сила реакции опоры;
- во-вторых, это силы трения на участках соприкосновения поверхностей при перемещении одного объекта относительно другого.
В результате действия указанных сил, а также многочисленных факторов в процессе захвата листа бумаги и его протяжки формируется след. К таким факторам относятся:
- свойства бумаги:
- механические (например, сопротивление продавливанию);
- структура поверхности (гладкая/шероховатая);
- плотность и др.;
- свойства бумагопроводящих деталей:
- свойства материала рабочих поверхностей (эластичность, твердость, плотность, структура поверхности – для полимерных материалов;
- твердость, упругость, строение поверхности – для металлов и сплавов);
- технологические признаки рабочих поверхностей (форма, следы, дефекты производственного оборудования, морфология рисунка и т.д.);
- эксплуатационные признаки:
- деталей, непосредственно контактирующих с запечатываемым материалом (порезы, проколы, разрывы, степень истирания, растрескивание, расслоение, наличие посторонних наслоений и т.д.);
- деталей, непосредственно не контактирующих с запечатываемым материалом (так, например, значительный износ поверхностей трения между вращающимися деталями принтера и их опорами приводит к появлению зазора в данных местах и возникновению люфта, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на усилии сжатия парных деталей – роликов и на процессе транспортировки бумаги);
- скорость печати: чем выше скорость печати, тем меньше продолжительность следового контакта запечатываемого материала и бумагопроводящих деталей, а значит, и ниже полнота отображения индивидуализирующих признаков в следе, и наоборот;
- температура нагрева бумагопроводящих деталей: при большом объеме печати некоторые бумагопроводящие узлы и детали оставляют окрашенные следы на бумаге; причины возникновения таких следов на данном этапе исследования правильно определить и оценить достаточно трудно, они требуют более детальной проработки;
- иные факторы, связанные, например, с конструктивными особенностями конкретного принтера.
Перечисленные условия напрямую влияют на формирование следов бумагопроводящих механизмов и поэтому лежат в основе их классификации.
По степени восприятия (видимости)
Видимые следы, как правило, имеют достаточный контраст на заданном фоне и хорошо воспринимаются невооруженным аппаратом зрения человека, что позволяет достоверно и однозначно интерпретировать содержащуюся в них информацию.
Слабовидимые следы, имеют недостаточный контраст на заданном фоне и недостаточно четко воспринимаются невооруженным аппаратом зрения человека, что не позволяет однозначно интерпретировать содержащуюся в них информацию.
Невидимые следы, не воспринимаются невооруженным аппаратом зрения человека.
По характеру изменений, внесенных в следовоспринимающий объект
Поверхностные следы наслоения образуются в результате переноса вещества (красящего вещества, смазки и др.) с валиков и роликов на поверхность воспринимающего объекта. Поверхностные следы наслоения, как правило, являются плоскостными, и, с практической точки зрения, отображаются в двух измерениях.
Объемные следы образуются при воздействии шестерней, а также валиков и роликов (в зависимости от их рельефа и конструктивных особенностей) на меньший по твердости, способный к деформации листовой материал. Отличительной особенностью объемных следов является возможность получить дополнительную информацию о следообразующем объекте за счет отображения его в трех измерениях.
Следы деформации представляют собой необратимые изменения формы и конфигурации при механическом воздействии деталей бумагопроводящих механизмов на воспринимающий объект.
Следы разрушения представляют собой необратимые изменения структуры и целостности листового материала при механическом воздействии на него соответствующими деталями, которые проявляются в виде разрывов, отделений фрагментов, проколов, замятий бумаги.
По механизму формирования следа
Статические следы качения образуются при поступательно-вращательном движении цилиндрических объектов (валиков, роликов) путем развертки их рабочей поверхности на плоскости.
Динамические следы скольжения (трения) образуются при взаимном передвижении объектов в момент следового контакта, при котором рельефные точки рабочих поверхностей деталей бумагопроводящих механизмов отображаются в виде трасс. В зависимости от взаимодействия по нормали или касательной.
Одиночные следы образуются в виде царапины от выступающей части (рельефной точки) детали. Линейные следы отображаются в результате перемещения четко ограниченной линии рельефных точек на следообразующем объекте по листовому материалу. Плоскостные следы образуются от множества рельефных точек имеющихся на плоскости детали.
Комбинированные (динамо-статический, динамо-стато-динамический) следы отображаются, как правило, в том случае, когда помимо основного поступательно-вращательного движения валиков, роликов происходит их осевое перемещение (приближение, удаление) по отношению к запечатываемому материалу.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что следы, оставленные бумагопроводящими механизмами, при определенных условиях несут в себе значительный массив криминалистически значимой информации. Таким образом, изучение механизма следообразования позволяет в дальнейшем заложить новые методические основы исследования следов бумагопроводящих систем печатающих устройств.